Требования к информации для потребителей табачных изделий
Почему с сигаретных пачек пропали показатели содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме табачных изделий? Почему на каждой пачке сигарет страшные картинки и надписи о вреде курения? На эти и другие связанные с ними вопросы попытаемся сегодня ответить.
В соответствии с п.11 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на потребительской упаковке (листе-вкладыше) табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, должны быть указаны сведения, определенные техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий определены в Разделе VII. ТР ТС 035/2014 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 107.
Согласно указанных требований на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее — марки).
В соответствии с п.19 Регламента информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать:
а) наименование вида табачного изделия;
б) наименование табачной продукции;
в) наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;
г) наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией;
д) сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);
е) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);
ж) предупреждение о вреде потребления табачных изделий;
з) единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
и) сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок;
к) информацию о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах.
При этом, информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение.
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), не должна содержать любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, в том числе такие слова или словосочетания, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие», «мягкие», «экстра», «ультра», слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой) или которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта (пищевой добавки), слова, однокоренные таким словам, аналоги таких слов на иностранных языках, а также аналоги таких слов, транслитерируемые с иностранных языков на государственные языки государств-членов (п.21 Регламента).
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), не должна содержать изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений, а также слов или словосочетаний, которые прямо или косвенно создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом, лекарственным средством или лекарственным растением.
Допускается использование в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезанного и табака трубочного.
Согласно п.22 Регламента не допускается нанесение на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме табачных изделий, а также информации, содержащей утверждения о том, что:
а) потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий;
б) данное табачное изделие (вид табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия (другой вид табачных изделий);
в) риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного изделия), снижен вследствие наличия (отсутствия, пониженного содержания) выделяемого при потреблении табачного изделия вещества.
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), должна быть нанесена четкими, разборчивыми, легкочитаемыми, несмываемыми, устойчивыми к действию климатических факторов буквами или символами.
Средства и способы нанесения информации на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) должны обеспечивать сохранность такой информации при транспортировке, хранении и реализации табачной продукции (п.23).
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку, за исключением наименования табачной продукции, должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской упаковки.
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку, не должна печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале, перекрываться другой печатной информацией и может частично перекрываться марками, за исключением лицевой стороны потребительской упаковки.
Предусмотренная пунктом 19 настоящего технического регламента информация о табачной продукции наносится на русском языке и на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена, в котором осуществляется реализация этой табачной продукции, и может быть повторена на других языках в части наименования изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера или контролирующей организации, а также наименования табачной продукции. Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.
На каждую потребительскую упаковку табачной продукции (лист-вкладыш) наносится предупреждение о вреде потребления табачных изделий.
Эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции разрабатываются уполномоченными органами государств-членов в сфере здравоохранения и утверждаются Евразийской экономической комиссией.
Изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) или импортер (продавец) должен обеспечить нанесение эскизов предупреждений о вреде потребления табачных изделий на потребительскую упаковку табачной продукции в соответствии с эскизами в срок, не превышающий 12 месяцев со дня их утверждения.
Предупреждение о вреде потребления табачных изделий должно располагаться на верхних частях лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции. На обратной основной стороне потребительской упаковки табачной продукции предупреждение о вреде потребления табачных изделий, если оно перекрывается маркой или разрушается при обычном открывании потребительской упаковки, располагается на нижней части.
Предупреждение о вреде потребления табачных изделий должно занимать не менее 50 процентов площади этих сторон.
На лицевой основной стороне потребительской упаковки табачной продукции текст предупреждения о вреде потребления табачных изделий наносится на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется табачная продукция, при наличии соответствующих требований в законодательстве этого государства, а на обратной основной стороне — на русском языке.
Эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий наносятся на равное количество потребительских упаковок табачной продукции.
Информация о содержании системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ наносится на боковую поверхность потребительской упаковки табачной продукции цветом, контрастным по отношению к основному цвету потребительской упаковки, шрифтом Helvetica в виде надписи: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», которая должна занимать не менее 17 процентов поверхности площади боковой стороны потребительской упаковки табачной продукции (п.п.24-30 Регламента).
С полным текстом ТР ТС 035/2014 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» можно ознакомиться в Электронном фонде правовой и нормативно-технической документации.
Надеемся, что вопросы «Почему?» — отпали. А вот на вопросы «Зачем?» попытаемся ответить в следующих постах.
Кстати, результаты исследования факторов риска возникновения неинфекционных заболеваний (STEPS) 2016 (2017) показали, что процент курящих в Беларуси достигает 29,6%. При этом ежедневно сигарета оказывается в руках у 27,1% белорусов. В среднем жители нашей страны начинают курить в 17,4 лет. Девушки позже — около 20 лет, а юноши раньше – примерно в 16,9 лет [Pаспространенность факторов риска неинфекционных заболеваний в Республике Беларусь. STEPS 2016 (2017) / Европейское региональное бюро ВОЗ].
Может стоит задуматься?!