Методы и способы проведения налоговых проверок в РБ

ДеньгиМетоды и способы проведения проверок налоговыми органами в Беларуси определены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24.

Согласно Постановления №24 выбор методов и способов проведения проверки осуществляется проверяющими самостоятельно в пределах компетенции и полномочий налоговых органов, характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке. Под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

При проведении проверок налоговыми органами используются методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, а также расчетный метод проверки, наблюдение хронометражным методом.

Методом документальной проверки осуществляются:
– изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета и контроля;
– сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, налоговых деклараций (расчетов), данных учета, отчетности и налоговых деклараций (расчетов) с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
– установление реальности совершения документально оформленных хозяйственных операций, а также фактических обстоятельств их совершения;
– изучение информации и документов, в том числе в электронном виде, имеющих отношение к вопросам проверки, полученных от государственных органов, иных организаций (включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации, компетентные органы иностранных государств) и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, относящимися к деятельности проверяемого субъекта, по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами;
– исследование отдельных документов, включая:
изучение первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, соответствия установленным требованиям, достоверности отражения хозяйственных операций;
сопоставление количественных характеристик взаимосвязанных реквизитов одного и того же документа, установление арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов в целях установления заведомо неверных подсчетов, дописки штрихов и цифр в документе;
установление соответствия заключенных сделок, отраженных в документах хозяйственных операций, требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;
– исследование документов, отражающих одну хозяйственную операцию, включая:
соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от его контрагентов или третьих лиц;
сопоставление документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию;
сличение данных имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным) и иным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
– исследование документов, отображающих однородные хозяйственные операции, в том числе:
проверка количественной информации о движении однородных товарно- материальных ценностей за проверяемый период, сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с первичными учетными документами и данными оперативного учета;
хронологический анализ движения товарно-материальных ценностей по датам совершения хозяйственных операций;
сравнительный анализ одинаковых по форме документов, отображающих аналогичные операции.

Методом фактической проверки осуществляется установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, обмера и иных способов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.
При проведении фактической проверки способы проверки выбираются с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета проверяемого субъекта и вопросов, возникающих при анализе соответствующих документов.

Расчетным методом проверки осуществляется определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2010 г. № 426.

Наблюдение хронометражным методом осуществляется с целью установления фактической выручки (дохода) проверяемого субъекта за период, в течение которого осуществляется наблюдение.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций;

Следует иметь в виду, что при проведении проверки возможно применение одного или нескольких методов, указанных выше.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);
проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;
проверка фактического наличия документов и (или) имущества в помещениях, иных местах их хранения;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
инвентаризация имущества проверяемого субъекта;
контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;
проведение опросов, истребование и получение письменных и устных объяснений от проверяемого субъекта, его представителей, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта;
истребование и получение у проверяемого субъекта, государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, на безвозмездной основе необходимых для проверки документов и (или) информации, в том числе в электронной форме, а также изъятие оригиналов документов у проверяемого субъекта;
назначение экспертизы, привлечение экспертов, специалистов;
проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований, направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытаний продукции, направление на техническое освидетельствование кассового оборудования, игровых автоматов;
использование контрольного списка вопросов (чек-листа);
проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции; установление действительных расходов сырья и материалов, реальной производительности оборудования по объему выпуска, времени, энергоемкости; правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;
иные определенные законодательными актами способы.
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 установлены также формы документов, применяемых в ходе подготовки, проведения проверок и оформления их результатов (в том числе, предписания на проведение проверки; акта (справки) проверки; решения по акту проверки и др.

Постановление №24 вступает в силу после его официального опубликования (п.4 Постановления).

*Скачать, почитать полный текст Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где Постановление официально опубликовано (13.06.2019, 8/34228).

Помогла статья? Поделись с друзьями:

Вам также может понравиться...